воскресенье, 28 июня 2009 г.

Звуковая характеристика речи Николая Турбина и окружающего его мира в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Звуковая характеристика речи Николая Турбина
и окружающего его мира в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

В романе М. Булгакова «Белая гвардия» действуют более восьмидесяти персонажей. Развернутые звуковые характеристики имеют прежде всего Турбины: Алексей Турбин (189 примеров), Николай Турбин (152 примера), Елена Турбина (116 примеров), собирательный образ семьи Турбиных (71 пример). Звуковые характеристики персонажей эксплицируются разнообразными лексико грамматическими единицами языка, которые обозначают звуковые проявления не только человека, но и окружающего его мира. Речь Алексея Турбина уже характеризовалась нами [ср.: Красильникова 2006]. В настоящей работе мы сосредоточим внимание на анализе речи Николая Турбина.
Всего в романе М. Булгакова «Белая гвардия» зафиксировано 152 слова, отражающих звучание речи Николая Турбина и окружающего его мира. Представим в таблицах данные о частеречной принадлежности такого рода слов, а также об их количественном составе. См. табл. 1 и 2.
Таблица 1
Частеречная принадлежность слов,
характеризующих звучание речи Николая Турбина
(Всего 110 примеров)

Глаголы
и глагольные
формы Наречия
и наречные выражения Прилагательные Существительные
71 25 10 4

Таблица 2
Частеречная принадлежность слов,
характеризующих звучание окружающего Николая Турбина мира
(Всего 42 примера)

Глаголы
и глагольные формы Сущест-вительные Звукопод-
ражания Наречия
и наречные
выражения Прилагательные
14 11 7 6 4

Как видно из таблиц, звуковая характеристика героя и окружающего его мира чаще всего передается с помощью глагольной лексики (71 и 14 примеров).
Представим набор глагольных лексических единиц, характеризующих звучание речи Николая Турбина. Перечислим их в направлении от наиболее частотных к наименее частотным.
Ср.: сказать (11); ответить (11); спросить (9); бормотать (3); говорить (3); закричать (3); вскричать (2); молчать (2); молвить (2); заговорить (2); прошептать (2); прозвучать; вскрикивать; промолчать; пропеть; стонать (о душе); покряхтеть; просипеть; крякнуть; воскликнуть; отозваться; взвыть; зашептать; вымолвить; шептать; попросить; шипеть; окликнуть; ахнуть; шепнуть: просопеть; промычать.
Представленный список глаголов весьма разнообразен. В него входят разные по семантике глаголы. Систематизируя эти глаголы, мы опирались на классификационную схему глаголов речевой деятельности, представленную в «Толковом словаре русских глаголов» [М., 1999]. Глагольные формы распределены в соответствии с рубриками словаря. См. табл. 3.
Таблица 3
Глагольная лексика,
характеризующая особенности звучания речи Николая Турбина
(Всего 71 пример)

Глаголы речевого общения Нейтральные глаголы речевой деятельности Глаголы
характери-
зованной
речевой
деятельности Глаголы звучания Глаголы
речевого
сообщения Глаголы
обращения Глаголы речевого воздействия
22 16 15 14 3 1 –

Как видно из таблицы, чаще всего речь Николая Турбина описывается с помощью глаголов речевого общения и глаголов речевой деятельности (нейтральных по характеристикам). Рассмотрим каждую из этих семантических групп глаголов.
К глаголам речевого общения относятся такие глаголы, которые имеют типовую семантику «разговаривать друг с другом о чем либо, обмениваясь своими мнениями, суждениями, обсуждая общие проблемы или осуждая кого либо, что либо». К разряду этих глаголов относятся: ответить (11), т. е. «произнести слова, вызванные чьим либо вопросом или обращением и заключающие в себе подтверждение или отрицание чего либо, сообщение о чем либо»; спросить (9), т. е. «обратиться к кому либо с вопросом, желая узнать чье либо мнение о чем либо, выяснить что либо»; попросить, т. е. «разговаривая с кем либо, обратиться к кому либо, настоятельно призывая удовлетворить какие либо нужды, какое либо желание, исполнить, соблюсти что либо»; отозваться, т. е. «сказать что либо в ответ, отвечая на чей либо зов, обращение» [Толковый словарь русских глаголов, 1999].
Ср.: Николка на вопли Елены: – Господи! Что же это такое?! – ответил: – Это Василисин сахар, черт бы его взял! – и после этого стал белым и рухнул на бок; Николка с величайшим интересом прислушался к этой загадочной фразе и спросил в свою очередь: – А ты тоже кого нибудь навещал, Алеша? В Малопровальной? Ср.: – Пожалуйста, пожалуйста, доложите ему сейчас же, – попросил Николка, – я его сейчас же узнаю, убитого [Булгаков 1989].
К базовым, нейтральным по семантике глаголам речевой деятельности, относятся: сказать (11), т. е. «сообщить что либо, объявить; дать распоряжение, указание, побуждая к чему либо, какому либо действию»; говорить (3), т. е. «сообщать что либо, выражая словесно в устной речи какие либо мысли, мнения, факты; произносить что либо»; заговорить (2), т. е. «начать сообщать что либо, выражая словесно в устной речи какие либо мысли, мнения, факты» [Толковый словарь русских глаголов, 1999].
Ср.: – Не надо. Стойте, – слабо сказал он (Николка) Федору и сунул склянку в карман, – вот он. Нашел. Он сверху. Вон, вон; – Мы пришли, – заговорил Николка, – по делу, нам бы заведующего…Нам нужно найти убитого. Здесь он, вероятно? Ср.: – Ничего не известно, – говорит Николка и обкусывает ломтик [Булгаков 1989].
В романе «Белая гвардия» М. Булгаков для характеристики речи Николая Турбина использует глаголы характеризованной речевой деятельности и глаголы звучания, которые позволяют оценить некоторые особенности говорения персонажа и его эмоциональное состояние.
К глаголам характеризованной речевой деятельности относятся такие глаголы, которые имеют типовую семантику: «произносить что л., каким л. образом, обнаруживая характерные артикуляционные особенности говорения или выражая при этом какие л. внутренние эмоциональные состояния». К разряду этих глаголов относятся такие глагольные формы, как бормотать (3), молчать (2), прошептать (2), промолчать, шептать, шепнуть, зашептать, шипеть, ахнуть, пропеть, воскликнуть.
Каждый из этих глаголов тем или иным образом конкретизирует особенности говорения и эмоционального состояния героя. Например, бормотать – «говорить тихо, невнятно и себе под нос»; молчать – «не говорить ничего, не издавать звуков голосом»; прошептать – «произнести что л. очень тихо, почти беззвучно»; ахнуть – «произнести громко «ах», выражая при этом разные чувства: удивление, печаль, испуг, сожаление»; шипеть – «произносить что либо шепотом, глухим, сдавленным голосом, обычно зло и недовольно»; пропеть – «произнести что либо нараспев, протяжно, словно исполняя голосом музыкальную фразу»; воскликнуть – «произнести что либо громко, торжественно, с волнением, выражая какие либо очень сильные чувства (восхищение, любовь, ужас и т. д.)» [Толковый словарь русских глаголов, 1999]. Проиллюстрируем употребление данных глаголов примерами.
Ср.: – У меня с собой денег нет, – шептал Николка, – если нужно, я сейчас сбегаю за деньгами, и тогда поедем; – Ничего не понимаю, – в отчаянии бормотал Николка и храбро кинулся в сугроб; – Курицкому? – многозначительно воскликнул Николка. – Тэк с, – кот… и кит. Знаем; За потолком пропел необычайно мощный и страстный голос (о Николке) [Булгаков 1989].
К глаголам речевой деятельности примыкают глаголы речевого сообщения и обращения. В романе М. Булгакова «Белая гвардия» встречаются три формы глаголов речевого сообщения: молвить (2), вымолвить, т. е. «сообщить что либо кому либо на одном дыхании, очень быстро» и одна глагольная форма обращения – окликнуть, т. е. «назвать громко кого либо по имени; крикнуть что либо кому либо с целью привлечь внимание, остановить и т. п.» [Толковый словарь русских глаголов, 1999].
Ср.: Николка снял фуражку, взвел на даму глазами и вымолвил: – Я… я… Ср.: – Да, да, – тяжко молвил Николка, а Елена повесила голову; – Эй, Ларион! – окликнул в столовой Николка. – Оружие?.. [Булгаков 1989].
Глаголы общения, речевой деятельности, речевого сообщения и обращения демонстрируют тот факт, что в описании Николая Турбина внимание писателя сосредоточено на речи героя как имеющей целенаправленный и осознанный характер.
Глаголы звучания отображают звучащую речь, которая не носит целенаправленного и мотивированного характера, и имеют типовую семантику: «издавать, произносить какие либо звуки, шумы, не связанные с речью, при помощи голосового аппарата (о живых существах)…». Покажем состав глаголов звучания в романе М. Булгакова «Белая гвардия». Ср.: закричать (3), вскричать (2), прозвучать, стонать, покряхтеть, крякнуть, просипеть, просопеть, взвыть, промычать.
Разряд глаголов звучания представляет собой весьма пеструю со смысловой точки зрения картину. Все глаголы звучания подчеркивают какие то специфические черты звучания речи персонажа и окружающего его мира. Например, закричать, вскричать служат для обозначения громких, напряженных, отрывистых звуков (обычно в момент потрясения, испуга); стонать указывает на протяжные, жалобные, заунывные звуки, издаваемые при боли или в состоянии сильного горя, просопеть – сиплые, негромкие звуки, напоминающие звучание струи газа, пара при проходе через узкое отверстие, крякнуть служит для обозначения характерных звуков, криков, передаваемых звукоподражаниями «кря кря», промычать – нечленораздельных, неясных, протяжных звуков, издаваемых обычно при боли или невозможности говорить (ср.: толкование глагольных форм в «Толковом словаре русских глаголов» 1999). Проиллюстрируем употребление данных глаголов примерами.
Ср.: – Спасибо, – уныло просопел Николка в заиндевевшем воротнике, – я вот за крюк буду; – Да, – промычал Николка неопределенно в барашковом мехе, – неописуемый.… Ср.: Тут яркий свет осветил вдруг Николкину голову: – А а, – закричал он и полез дальше, к забору, закрывающему ущелье с улицы; Николкина душа стонала, полная смятенья [Булгаков 1989].
Переходим к рассмотрению того, как звуковая характеристика персонажа усиливается и дополняется описанием звуковых проявлений окружающего его мира. Прежде всего подчеркнем тот факт, что глагол как часть речи связан с отображением ситуации. Окружающий Николая Турбина мир звучит в определенных ситуациях. Рассмотрим случаи, когда М. Булгаков вводит глагольную лексику, отображающую звучание окружающего героя мира.
В состав такой лексики входят глаголы двух тематических групп: глаголы звучания (10) и глаголы характеризованной речевой деятельности (4). Рассмотрим каждую из них.
К глаголам звучания, отображающим особенности звучания окружающего Николая Турбина мира, в романе М. Булгакова «Белая гвардия» относятся: петь (2) (о гитаре и самоваре); греметь, загреметь (2) (о пулемете и выстрелах); запеть (о замке); бухнуть (о шторе); забухать (о пушках); звенеть (о поле) и хлопнуть (о вывеске).
Все глаголы звучания подчеркивают какие то специфические черты окружающего героя мира. Например, петь, запеть (о гитаре, самоваре и замке) служат для обозначения протяжных звуков, шумов, сравнимых с музыкальными звуками, греметь, загреметь (о пулемете и выстрелах) указывают на громкие звуки, бухнуть, забухать (о шторе и пушках) – на глухой и сильный звук, хлопнуть (о вывеске) – на глухой отрывистый звук (ср.: толкование глагольных форм в «Толковом словаре русских глаголов» 1999).
К разряду глаголов характеризованной речевой деятельности, связанных с отображением особенностей звучания окружающего героя мира, относятся: молчать (о гитаре); зашипеть (о фонаре); стихнуть, смолкнуть (о пушках). Глаголы молчать, стихнуть, смолкнуть указывают на продолжительное или внезапное отсутствие звуков, зашипеть – на тихие, сдавленные звуки, обычно отражающие недовольство (ср.: толкование глагольных форм в «Толковом словаре русских глаголов» 1999).
Проиллюстрируем употребление глагольных форм, характеризующих звучание окружающего Николая Турбина мира, примерами:
Николай Турбин как участник и наблюдатель военных действий. Ср.: И вот тут забухали пушки. Николка вскочил и заметался; Николка услыхал, что сзади, со стороны того перекрестка, на котором он оставил Най Турса, загремел пулемет; Когда Николка с Лубочицкой выскочил в Вольский спуск, на углу вспыхнул электрический фонарь и зашипел;
Николай Турбин дома, в окружении близких людей. Ср.: Николка из кухни тащит самовар, и тот поет зловеще и плюется; Гитара мрачно молчит; Ржавый замок запел, осыпался на братьев пласт, поволокли дрова
[Булгаков 1989].
Рассмотрим наречия и наречные выражения, используемые М. Булгаковым для уточнения и конкретизации характера речи Николая Турбина. Всего в романе «Белая гвардия» 25 примеров наречий и наречных выражений (ср., напр.: спросить, молвить робко (2); промолчать вежливо; заговорить восторженно; закричать смятенно; закричать обрадовано; спросить в ужасе; вскричать жалобно; спросить с любопытством и др.).
Из них наибольшее количество (18 примеров) составляют такие, которые указывают на особенности эмоционального, психологического состояния героя, вызывая в сознании читателей в сочетании с определенными глагольными формами как положительные, так и отрицательные ассоциации.
Ср.: спросить, молвить робко (2); заговорить восторженно; закричать смятенно; закричать обрадованно; спросить в ужасе; вскричать жалобно; воскликнуть многозначительно; молвить тяжело; зашептать горестно; помолчать вежливо; спрашивать с любопытством; ответить испуганно; сказать глубокомысленно; ответить гордо; ахнуть восхищенно; бормотать в отчаянии; просопеть уныло.
Ср.: – Ничего не понимаю, – в отчаянии бормотал Николка и храбро кинулся в сугроб; – Шестьдеся три слова, – восхищенно ахнул Николка, – смотри, кругом исписано; – Тише, тише, – горестно зашептал Николка, – к нему слышно [Булгаков 1989].
Только семь наречий и наречных выражений, используемых М. Булгаковым при звуковой характеристике речи Николая Турбина, служат для указания на громкость, темп, тональность, отчетливость, качество звучания речи героя: сказать шепотом; взвыть глухо; взвыть сильно; ответить твердо; ответить строго; промычать неопределенно; сказать слабо.
Ср.: – Нет, – твердо ответил Николка и грязным платком стал вытирать глаза и нос, – нет, его убили; – Не надо. Стойте, – слабо сказал он (Николка) Федору и сунул склянку в карман, – вон он. Нашел. Он сверху. Вон, вон [Булгаков 1989].
Наречия и наречные выражения, связанные с описанием звуковых проявлений окружающего Николки мира, в сочетании с глагольными формами преимущественно вызывают в сознании читателей как положительные, так и отрицательные ассоциации. Ср.. напр.: петь нежно; молчать мрачно (о гитаре); петь зловеще (о самоваре); звенеть гулко (о поле).
Ср.: Николка из кухни тащит самовар, и тот поет зловеще и плюется; Гитара мрачно молчит; Николкина подруга, гитара, поет нежно и глухо: трень… Неопределенно трень... [Булгаков 1989].
Таким образом, проведенный анализ глагольной лексики и наречий и наречных выражений, характеризующих звуковую сторону речи Николая Турбина и звучание окружающего его мира, позволяет говорить о том, что эта характеристика служит целям создания образа персонажа и его неодушевленного окружения. Для создания образа младшего брата Турбина М. Булгаков использует по преимуществу нейтральную глагольную лексику (преобладают глаголы речевого общения (22) и базовые глаголы речевой деятельности (16)) и глагольные формы, дающие представление о характере речи героя, а также о его эмоциональном состоянии (глаголы характеризованной речевой деятельности (15) и глаголы звучания (14)). Писатель характеризует речь семнадцатилетнего юнкера Николки также с помощью звукоподражательных глаголов, которые указывают на сильные чувства, переживания персонажа и проявление этих переживаний (боль, плач, крик, причитанье, жалобы).
Глагольная лексика, характеризующая звучание неодушевленного окружения Николая Турбина дает возможность представить гремящий, стонущий, шипящий, звякающий мир. Ср..: Николка… закричал своим пронзительным голосом: – Не сметь вставать! Слушать команду!!.. И вот тут забухали пушки; – Господин полковник! – смятенно и в то же время обрадованно закричал ему (Най Турсу) навстречу Николка… Он (Николка) услыхал, что сзади, со стороны того перекрестка, на котором он оставил Най Турса, загремел пулемет [Булгаков 1989].
Анализ наречий и наречных выражений, которые уточняют характеристику речевых действий героя и характер звучания окружающего его мира, показывает, что Николай Турбин достаточно активно реагирует на происходящие события. Звуковая характеристика речи Николки и звучание окружающего его мира передается с помощью таких наречий, как восторженно, смятенно, жалобно, испуганно, в отчаянии, в ужасе, нежно, мрачно, зловеще и т. д. Данные наречия и наречные выражения позволяют говорить о том, что М. Булгаков обращает внимание, в первую очередь, на эмоциональное состояние своего героя, причем эти эмоции (можно предположить, в силу возраста и характера Николая Турбина) весьма разнообразны, а их выражение переменчиво: от восторга, радости, восхищения до уныния, ужаса и отчаяния.

WoW: Тактика Колизей Серебряног Авангарда - все для успешного прохождения подземелья

ЛИТЕРАТУРА
Булгаков, М. А. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / М. А. Булгаков. – М., 1989. – Т. 1.
Журавлев, А. П. Звук и смысл [Текст] / А. П. Журавлев. – М., 1981.
Красильникова, Л. А. Лексические единицы как характеризующие речь персонажа повести М. Булгакова «Дьяволиада» [Текст] / Л. А. Красильникова // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: сб. статей по м лам всерос. науч. конф. молодых ученых. 17–18 марта 2005 г. – Нижний Новгород, 2005.
Красильникова, Л. А. Звуковой состав глагольных форм, используемых М. Булгаковым для характеристики звуковой стороны речи В. П. Короткова в повести «Дьяволиада» [Текст] / Л. А. Красильникова // Жизнь провинции как феномен духовности: сб. статей по м лам междунар. науч. конф. 18–19 апреля 2005 г. – Нижний Новгород, 2006.
Красильникова, Л. А. Звуковая характеристика человека и окружающего его мира (на материале романа М. Булгакова «Белая гвардия») [Текст] / Л. А. Красильникова // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 2006.
Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Панов. – М., 1979.
Романов, Д. А. Языковая репрезентация эмоций, уровни функционирования и системы исследований [Текст] : дис. … д ра филол. наук / Д. А. Романов. – Белгород, 2004.
Сепир, Э. Речь как черта личности [Текст] / Э. Сепир // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.
«Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание; Английские эквиваленты; Синонимы; Антонимы» [Текст] / под ред. Л. Г. Бабенко. – М., 1999.
Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова [Текст] / М. О. Чудакова. – М., 1988.
Якобсон, Р. О. Звук и значение [Текст] / Р. О. Якобсон // Избранные работы. – М., 1985.

Доступный капитальный ремонт домов от профессионалов