четверг, 11 декабря 2008 г.

Коммуникативная компетентность и компетенции – что это такое и зачем они нужны современному специалисту?

В последние годы в российской педагогике все больше употребляются термины «компетентность» и «компетенция» для описания результатов образования, т. е. того внутреннего багажа, которым должен обладать выпускник школы или вуза.
Тем не менее, не каждый учитель средней и высшей школы сможет дать четкое определение этим понятиям, объяснить разницу между ними, раскрыть возможности их полезного применения на практике, в своей ежедневной работе. И неудивительно – ведь споры педагогов, психологов и специалистов образования продолжаются до сих пор.
Действительно ли была необходимость заменять этими иностранными заимствованиями традиционные и всем понятные «знания, умения и навыки», возможно ли использовать понятия «компетентность» и «компетенция» во множественном числе, и не обозначают ли эти однокоренные слова что то совершенно одинаковое? Наконец, что полезного могут дать эти понятия учителю практику, и чему учить как школьников, так и студентов? Попробуем обобщить ответы профессионалов на эти вопросы.
Советский энциклопедический словарь (М., 1981) дает такое определение понятию «компетенция»: (от лат. сompеto – добиваюсь; соответствую, подхожу), 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания и опыт в той или иной области. Этот же словарь, однако, не рассматривает понятие «компетентность». Толковый словарь русского языка Ожегова дает возможность сравнить эти слова, определяя компетентность как осведомленность, авторитетность, а компетенцию как 1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; и 2) круг полномочий, область подлежащих чьему нибудь ведению вопросов, явлений. В толковом словаре Ушакова находим аналогичное определение компетенции, а также формулировку производного прилагательного «компетентный», т. е. «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком нибудь вопросе». Для научного лексикона педагогики эти понятия являются относительно новыми и, несмотря на смысловые оттенки каждого из слов (в т. ч. юридического), чаще всего понимаются и используются как синонимы, иногда заменяющие друг друга. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным, ведь существование двух слов в одном языке должно быть чем то оправдано. Разберемся в происхождении терминов и особенностях их употребления.
Если раньше цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник, и задачей педагога было «наполнить» головы учеников как можно большим объемом информации, то в современном мире, с его постоянно увеличивающимися объемами информации во всех жизненных сферах, практически невозможно знать абсолютно все даже в самой небольшой научной области. А ведь предполагается, что ученики и студенты на момент окончания учебного заведения должны обладать познаниями по всему диапазону предметов, значимых для человечества: гуманитарных, естественнонаучных, точных и т. д. И даже если такой идеальный выпускник всезнайка выходит в мир, далеко не всегда ему гарантирован профессиональный успех. Почему? Очевидно, что «не все зависит от полученных ЗУНов, нужны некие дополнительные качества, которые вооружат выпускников готовностью к включению в дальнейшую жизнедеятельность и способностью практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы» [1]. Именно для обозначения этих качеств и используются понятия «компетентность» и «компетенция», более соответствующие трактовке современных целей образования. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, – называют компетентностным подходом, который поддерживают многие зарубежные и российские педагоги (Шадриков В. Д. и др.)
Автором компетентностного подхода считается английский ученый Джон Равен, создавший и объяснивший в своих работах понятие «competence». Однако возможность в английском языке использовать данный термин как в единственном, так и во множественном числе послужила причиной перевода понятия двумя способами: как «компетентности» и как «компетенций». Пытаясь в полной мере использовать ресурс англоязычного термина «competence», российские ученые разграничивают эти два варианта перевода. Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения 1) образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, выделяющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [2]. Иначе говоря, компетентность есть комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций [3].
Понятия «компетентность» и «компетенции» – сложные, системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, т. е. включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл, опыт, и имеют свою классификацию и иерархию [4]. Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. «Концепция модернизации российского образования» выделяет такие ключевые суперкомпетентности в образовательной практике, как: математическую; коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой); информационную; автономизационную; социальную; продуктивную; нравственную.
Нам представляется немаловажным акцент на коммуникативной компетентности в качестве одной из ключевых суперкомпетентностей, а также выделение ее среди компетентностей по видам деятельности (наряду с трудовой, учебной, игровой, профессиональной и др.). Ряд авторов помимо социальной и предметной компетентностей, формируемых к концу средней школы выделяют и коммуникативную [5]. Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Именно она предоставляет наибольшие возможности для личностного и социального самоопределения. В самом широком смысле компетентность человека в общении – это одновременно его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии [6]. Коммуникативную компетентность определяют как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия [7]. Психологи понимают под коммуникативной компетентностью способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т. е. это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения [8]. По мнению С. А. Игнатьевой, коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая связана с определенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами речевого поведения [9]. В целом, следуя наметившемуся в психологии и педагогике разграничению данных понятий, определим коммуникативную компетенцию как способность человека к взаимодействию с другими людьми, а коммуникативную компетентность – как уровень сформированности этой способности.
Что же могут дать эти понятия современному ученику или студенту, будущему специалисту? Несомненно, высокий уровень сформированной у выпускников школ и вузов коммуникативной компетентности даст им хорошую возможность строить конструктивное общение, поддерживать необходимые контакты, адекватно вести себя в различных ситуациях общения и в целом ─ иметь больше шансов получить работу на рынке труда. Ведь современный специалист – это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности [10]. Именно такой конкурентоспособный выпускник нужен современному российскому обществу, и важнейшей задачей учебных заведений должно стать создание всех условия для реализации компетентностного подхода.