среда, 10 июня 2009 г.

Региональный компонент в работе с топонимическими материалами в школе

В. С. Картавенко

Региональный компонент в работе с топонимическими материалами в школе

Топонимические материалы отличаются тем, что содержат ценные сведения о былом расселении и ми-грациях народов, об особенностях хозяйственной, социальной, политической, культурной жизни людей в раз-ные исторические периоды. Изучение регионального топонимического материала в школе способствует углуб-ленному изучению русского языка, позволяет расширить межпредметные связи с географией, историей, лите-ратурой и другими предметами, прививает интерес к истории родного края.
Изучение формирования и развития топонимической системы того или иного региона является далеко не легкой задачей. Это обусловлено тем, что топонимия тесно связана с историей развития края, с географиче-скими условиями, с миграцией населения и рядом других важных причин, тем более если регион имел сложную судьбу. Все это в полной мере относится к Смоленскому краю, много раз возрождавшемуся из пепла подобно птице Феникс.
Как свидетельствуют археологические данные, в далеком прошлом на той территории, где позже воз-никло Смоленское княжество, проживали восточные балты, оставившие после себя многочисленные лингвис-тические и топонимические свидетельства своего пребывания на данной местности. Славянские племена поя-вились на территории Смоленского края примерно в IX в.
Древний торговый путь «из варяг в греки» проходил по территории Смоленского края, что во многом обусловило расцвет княжества. Более того, следует отметить, что Смоленское княжество занимало обширную территорию, куда входили, помимо исконно смоленских, также тверские, калужские, московские, брянские, а также белорусские (витебские и могилевские) земли.
По мнению ученых (историков, филологов), история Смоленской земли разделяется на несколько пе-риодов, которые выделяют в связи с важнейшими событиями в жизни края: 1) доисторический период: от древ-нейших времен до XI в.; 2) период образования и расцвета Смоленского княжества: от XI в. до 1404 г.; 3) литовский период: с 1404 до 1514 г.; 4) московский период: с 1514 по 1611 г.; 5) польский период: с 1611 по 1654 г.; 6) Смоленск как провинция России: с 1654 по 1812 г.; 7) современный период: XIX–XX вв.
В различные периоды жизни Смоленского края происходило взаимодействие языков, говоров, культур. Подобное взаимодействие находило отражение и в ономастике, и в частности в топонимике. Так, на территории Смоленщины существует ряд названий балтийского (Пересна, Салик, Свадица, Стабна, Чолкна) и фин-но угорского происхождения (Вязьма, Осьма, Рутовечь, Царевич). Субстратными названиями являются также наименования озер: Дго, Лососно, Пениснарь, Сапшо, Сошно и др. Чисто славянские названия имеют, как пра-вило, суффиксы ец , иц(а), к(а) , н : Днепрец, Вопец, Должица, Черница, Шуица, Боровка, Смородинка, Старка, Алешня, Городня, Колодня, Песочня, Плавня и др.
Литовский период в истории Смоленского края нашел в топонимии свое отражение. В самом городе Смоленске появился и существовал долгое время Литовский гостиный двор. Многочисленны названия сел и деревень, мотивированные этнонимом литва. В Смоленской области в разных районах имеется 4 деревни с на-званием Литвиновка, 4 – с названием Литвиново, пос. Литвиново, д. Литовское [АТУ, 244].
Время польского владычества также отразилось в топонимике края, тем более, что даже после изгнания польских войск в 1654 г. многие поляки остались жить на Смоленщине. До сих пор существуют деревни с на-званиями Полшино, Польки, Польшино, Поляковка, Полячки [АТУ, 305].
Поляков на Руси чаще называли не поляками, а ляхами, естественно поэтому появление большого ко-личества топонимов с корнем лях : д. Ляхи, д. Ляховичи, д. Ляхово (5 населенных пунктов), д. Ляхтовка [АТУ, 251].
Самая западная часть древнего Смоленска, в устье речки Смядыни, издавна называлась Княжеской ме-стностью (ранее – Посад), поскольку здесь селились князья, строили свои терема. Позже, в Литовский период, Княжеская местность получила название Форштадт. Известно было также название Място (Место).
Еще один смоленский топоним, сохранившийся до настоящего времени, напоминает о прошедших временах. Это название городского парка Блонье (официальное его название – сквер имени М. И. Глинки). Апеллятивы болонь, болонье (оболонье, оболонь) или в польской огласовке блонье (блонь) имели следующие значения: «низменное луговое пространство, заливаемое водой», «заливной луг», «выгон для скота», «город-ское предместье». По мнению Ф. П. Филина, формы блонье (блонь) начинают распространяться примерно с XV–XVI вв. в направлении с запада на восток, достигая калужских пределов, и представляют собой польские формы. На юго западе во многих местах они сосуществуют с исконной формой [Филин, 522–523]. В смолен-ском диалекте эти слова бытуют до сих пор [Добровольский, 30; ССГ, вып. 1, 192]. Н. В. Андреев и Д. П. Маковский сообщают, что «нынешний сквер имени Глинки (бывшее Блонье) в X–XII вв. представлял со-бой луг, поросший травой. Здесь во время вражеских осад жители Смоленска пасли скот… Во второй половине XVII в. Блонье стали засаживать деревьями и застраивать небольшими домами, в которых жили стрельцы и пушкари. Екатерина II, посетив Смоленск, приказала вынести стрелецкие и другие дома на посады, а Блонье расчистить и приспособить для плаца, на котором впоследствии проводились воинские парады, а в обычные дни обучали солдат» [Андреев и Маковский, 67–68]. Позже плац парадное место было перенесено, а Блонье стало городским садом.
Довольно интересны топонимы, связанные с волоковыми путями. Поскольку одно из ответвлений вод-ного волокового пути проходило по рекам Днепру, Вазузе, Каспле на территории Смоленщины, то, естествен-но, что номинация населенных пунктов была обусловлена апеллятивами, связанными с волоками. Так, смолен-ский участок пути «из варяг в греки» изобилует подобными топонимами: д. Волоковая, д. Волоково, с. Волочек, д. Волочня [АТУ, 147], д. Переволочье [АТУ, 293], с. Катынь, д. Катково, д. Катовщина [АТУ, 208–209]. Кроме того, в Смоленске сохранились до настоящего времени улицы 1 й Верхний Волок и 2 й Верхний Волок, которые также являются красноречивыми свидетельствами далекого прошлого.
Чрезвычайно интересными в культурологическом аспекте являются и названия башен и ворот Смолен-ской крепостной стены: Веселуха, Грановитая, Громовая, Донец, Костыревская, Лучинская, Молоховская, Зим-булка, Бублейка, Днепровские ворота, Копытецкие ворота, Никольские ворота и др.
Ономастическая работа в школе может вестись в различных направлениях и иметь разные формы. Это могут быть факультативные занятия, кружковые занятия, викторины, фрагменты уроков русского языка, вече-ра, экскурсии и т. д.
Региональный топонимический материал содержит богатые возможности для формирования у учащих-ся интереса к родному языку, к культуре, к истории своей «малой Родины», способствует воспитанию любви к родному краю. Ведь топонимы, словно в зеркале, отражают историю страны. Они дают почувствовать связь времен, помогают понять новым поколениям те драгоценные сокровища, которые были накоплены и сохранены нашими предками.

Литература
1. Административно территориальное устройство Смоленской области [Текст] : справочник. – М., 1981.
2. Филин, Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Истори-ко диалектологический очерк [Текст] / Ф. П. Филин. – Л., 1972.
3. Добровольский, В. Н. Смоленский областной словарь [Текст] / В. Н. Добровольский. – Смоленск, 1914.
4. Словарь смоленских говоров [Текст]. – Смоленск, 1974–2005. Вып. 1–11.
5. Андреев, Н. В. Доисторические и исторические памятники города Смоленска и его окрестностей [Текст] / Н. В. Андреев, Д. П. Маковский. – Смоленск, 1948.