А.С. Башарин
Песенный фольклор, ГУЛАГ и исторические источники
Джекобсон М., Джекобсон Л. Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник (1917-1939). Современный Гуманитарный университет. М., 1998. 422 с.
Джекобсон М., Джекобсон Л. Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник (1940-1991). Современный Гуманитарный университет. М., 2001. 562 с.
О влиянии трагических событий российской истории 20 века, в частности ГУЛАГа, на формирование и развитие новейшего песенного фольклора уже говорилось неоднократно1 , но попыток продемонстрировать это положение на столь значительном количестве песенных текстов до появления книги М.Джекобсона и Л.Джекобсон "Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник" не предпринималось. С другой стороны, обилие популярных изданий с подзаголовками "блатные", "застольные", "уличные", "дворовые" песни, появившихся в последнее десятилетие2 , нисколько не снижает актуальности научных публикаций фольклорных произведений подобного рода. Напротив, многочисленные свидетельства широкого распространения, жизненности этого пласта современного фольклора вызывают острейшую необходимость изучения его истории и современного состояния.
Впрочем, назвать книгу М.Джекобсона и Л.Джекобсон публикацией текстов было бы неправильно (хотя по масштабу она превосходит все без исключения существующие печатные сборники). Прежде всего, это масштабное научное исследование, проводившееся на протяжении многих лет. Подход к фольклорной песне, как к вспомогательному или даже основному историческому источнику, намеченный еще в статье 1995 года3 , стал главной теоретической предпосылкой создания книги. М. и Л. Джекобсон рассматривают песни, тематически4 связанные с жизнью вне закона, а также лагерной жизнью, как "коллективный дневник лагерного населения". 5 Во вступительных статьях к обоим томам, а также в комментариях к конкретным песням внимательно отслеживаются изменения, появляющиеся под влиянием исторических событий в тоне "записей" этих "коллективных дневников" – песен того или иного периода. Принципиальное значение для авторов имеет также, интересы какой из групп "лагерного населения" (профессиональных, непрофессиональных, или политических преступников) "отражает" 6 та или иная песня. Не всегда, правда, это разделение представляется убедительным и однозначным, что ощущается, видимо, и самими авторами7 . epgplootmaster скачать в одном месте сразу
Удачным можно признать метод подачи материала: вся информация о песне, ее варианты, их анализ и сопоставление не выносится в комментарии, а дается "сплошным текстом". Подробно комментируются исторические и бытовые реалии, упоминаемые в песнях, указываются источники песен, приводится даже словарь жаргонных слов. Это дает возможность наглядно и последовательно увидеть историю жизни каждой конкретной песни (варианты приводятся, по возможности, в хронологическом порядке), а также на многочисленных примерах проследить реализацию единой концепции авторов сборника.
Структура сборника строго исторична и выстроена в соответствии с этапами политической истории советского государства, а, следовательно, и истории ГУЛАГа. Песни сгруппированы по времени их возникновения (в той мере, в какой исследователям удалось его установить8 ):
I том (период с 1917 по 1939)
" - дореволюционные, но исполнявшиеся после 1917 года (53 песни, 118 с вариантами),
- появившиеся в 1917 – 1929 годы (126 песен, 191 с вариантами)
- появившиеся в 1930 – 1939 годы (74 песни, 111 с вариантами)"
II том (период с 1940 по 1991 годы)
" - появившиеся в 1940 – 1956 годы (137 песен, 283 с вариантами)
- появившиеся в 1957 – 1991 годы (72 песни, 114 с вариантами)"
В предисловии к каждому тому дается историческая характеристика рассматриваемой эпохи, обосновывается выделение более дробных периодов. Его можно признать в целом справедливым, хотя и не бесспорным: вторую группу можно было бы закончить не 39, а 41 годом; военное время, характеризующеся всплеском фронтового песенного фольклора и соответственно относительным снижением роли фольклора лагерного, возможно, логичнее было бы вынести в отдельный раздел; период с 1957 по 1991 слишком продолжителен и неоднороден – еще как минимум одним рубежным моментом, видимо, являлось начало 80-х годов9 .
Внутри каждой главы песни располагаются по алфавитному принципу. При публикации нескольких вариантов в качестве заглавного выбирается наиболее ранний датированный. В каждом томе имеется алфавитный каталог песен (с учетом вариантов) и библиографический список10 . В конце второго тома опубликованы также некоторые дополнения и исправления, появившиеся за два года со времени выхода первого.
Об использованной авторами литературе следует сказать особо. Ее объем и разноплановость поражает. Это - помимо довольно известных работ и сборников - и мелкие заметки, интервью, мемуары, малоизвестные исторические и филологические публикации, архивные материалы, и многое, многое другое. Особенно ценным является широкое привлечение малоизвестных популярных сборников и публикаций начала XX века, а также материалов из американских эмигрантских архивов и собраний, практически неизвестных российскому исследователю. 11 Вместе с тем, нельзя не отметить, что, поскольку исследование проводилось в основном в США, вне поля зрения авторов остался ряд публикаций последних лет12 . Не учтены и некоторые филологические работы 20-х годов13 .